Персональный сайт воспитателя Ляховой Юлии Алексеевны

Консультация для педагогов на тему: «Технология «Детская журналистика» как средство социально - коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

01 марта 2019

«Технология «Детская журналистика» как средство социально - коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.
В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно - ориентированном подходе к обучению и воспитанию, новизна данной технологии заключается в том, что у дошкольников формируется нравственная система ценностей, формируются ключевые компетенции, составляющие основу подготовки дошкольников к обучению в школе, а именно:
• информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
• коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
• речевая (умение ребенка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие;
• самоорганизация (умение ставить цели, планировать);
• самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную деятельность, обеспечивая свою успешность).
Хочется порассуждать и ответить на вопросы: «А нужна ли журналистика в детском саду, и какова ее роль в развитии старших дошкольников?»
Основные преимущества данной технологии: во-первых, дошкольники получают новый познавательный опыт; во-вторых, такая деятельность прививает детям начальные навыки учения, способствуют развитию любознательности, наблюдательности, организованности, дисциплины. При этом детскую журналистику можно использовать для реализации любой образовательной области и в полной мере основываться на интегрированном подходе.
Таким образом, детская журналистика становится неотъемлемой частью педагогической деятельности. Она не только повышает профессиональный уровень педагога, но и поменяет подходы к воспитанию и обучению детей, раскрывает творческий потенциал дошкольников.
Целью данной технологии является формирование творческой, культурной, социально-активной личности, ориентированной на развитие интеллектуальной и социальной компетентности воспитанников в процессе речевой, игровой и продуктивной деятельности.
Задачи:
• развитие социально-коммуникативных навыков и творческого потенциала каждого ребенка через успешное взаимодействие детей друг с другом, с родителями, с сотрудниками детского сада;
• овладение связной диалогической и монологической речью через изучение основ профессии журналиста;
• сотрудничество с семьей в познавательном и социальном развитии воспитанников сада и подготовка к школе.
Диалог, творчество, познание, саморазвитие - фундаментальные составляющие детской журналистики как технологии.
Для успешной реализации детской журналистики необходимы следующие условия:
• развивающая предметно – пространственная среда;
• профессиональная компетентность педагога;
• совместная деятельность детей, родителей, педагога по намеченной теме.
Технология организации детской журналистики включает в себя следующие этапы работы:
I этап – «Познавательный», целью которого является расширение представлений детей о средствах массовой информации, роли газет и журналов в жизни людей; формирование начальных представлений о профессиях, связанных с журналистикой; совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи. Для решения данной задачи педагоги могут использовать нетрадиционные и традиционные методы и приемы: наглядное моделирование и мнемотехника, приемы «интервьюирование» и «изосказка». Для развития дикции, темпа и силы голоса можно применять такие формы фольклора, как скороговорки и потешки.
Примерная организация работы по реализации детской журналистики в познавательном блоке:
• Сбор информации о профессии журналист: просмотр презентаций, DVD – фильмов, открыток, фотографий о журналистике;
• Составление алгоритма подготовки интервью.
• Анкетирование и оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки.
• Знакомство с разными журналами и газетами.
• Чтение произведений поэтов и писателей, опубликованных в детских журналах. Конкурс чтецов с целью выявления лучшего диктора.
• Проведение ознакомительной экскурсии в редакцию газеты.
• Создание фотовыставок в соответствии с тематикой репортажа.
• Изготовление атрибутов для режиссёрской и сюжетно-ролевой игр.

II этап – «Деятельностный»: на данном этапе основной целью в работе с детьми является раскрытие их творческих способностей, умение работать в команде над созданием фоторепортажа.
Каждый ребенок находит себе занятие по интересам, ведь у нас все по-настоящему: блокнот, диктофон, микрофон, образцы периодической печати, костюм репортера.
Проведение игровых занятия помогают каждому его участнику быть услышанным и понятым сверстниками, педагогами: «Посмотри на мир чужими глазами», «Составь рассказ, используя данную концовку», «Тема одна - сюжетов много». Режиссерской игры: «Мы – журналисты», «Звукооператор», «Журналист - работа творческая», у детей закрепляется представление о том, что журналист – профессия творческая.
Занятия представляют собой развивающие игры, работу с газетами и журналами и строятся мною индивидуально с помощью имеющейся литературы, накопленного опыта и в соответствии с материально-техническими возможностями: «Играем в профессии», «У кого микрофон?», «Кем быть?», «Что за профессия?», «Не ошибись» и т.д.

Технология «Детская журналистика» была опробована с детей моей группы. Профессия журналист у детей вызвала определенный интерес. Вот с чего все началось!!!
1. В один из обычных дней я принесла в группу контейнер с атрибутами к профессии журналист. С детьми мы стали знакомиться через беседу «Что мы знаем о профессии журналиста» с этой профессией. Как выяснилось у них имеются некоторые знания об этой профессии, т.к в настоящее время нас журналистика окружает через все средства СМИ (Блогерство – новый формат журналистики). Через подбор демонстрационного материала было проведено обогащение словарного запаса: оператор, режиссер, диктор, звукооператор, статья, заметка, фоторепортаж и др. Чтение стихотворения Михалкова «Кем быть?».
2. Просмотр кинофильма о специфике работы журналиста. В сюжете документального фильма дети простым доступным языком рассказывают о профессии журналиста.
3. Знакомство с методом интервьюирования:
- развивать личностные качества детей;
-учит преодолевать скованность;
- учит быть активным и самостоятельным собеседником;
- развивать уверенность в себе и своих высказываниях, умение строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт, а также культуру общения и речи;
- вырабатывать и закреплять правильное речевое дыхание при ведении диалога.
В качестве наиболее эффективного приема развития исследовательских умений и навыков я использовала метод моделирования. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение. Мной были разработаны опорные карты-схемы, которые используются ребенком для воспроизведения или создания диалога.
Например, в процессе обучения детей умению брать интервью, им предлагаются карточки с изображенными на них картинками - символами. Вместе со мной ребята оговаривают возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на них. Затем, уже в ходе самого интервью, ребенок - корреспондент строит диалог, имея зрительную опору в виде картинок-символов.
Дети учились давать и брать интервью. Учились правильно и последовательно выстраивать и задавать вопросы. Хочу сказать, что было нелегко, но кое-какие результаты у нас есть…
Метод интервьюирования можно использовать даже в словесные игра «Назови свой адрес», «Назови свою Ф.И.О.», «Скажи наоборот».
4. Игра «Угадайте, какая профессия у человека», «Подбери то, что тебе нужно для работы», «Телевизор», «Что лишнее», «Звукооператор»
В далекой – далекой сказочной стране жил был царь, и было у него три сына. В один прекрасный день отправил царь старшего сына на охоту (кто – то имитирует звуки охоты с помощью деревянных ложек). Долго или коротко ехал он (кто – то имитирует с помощью инструментов езду) и выехал на большое – пребольшое поле. В поле дул легки ветерок (шумелка), потом ветер стал дуть все сильнее и сильнее (звук ветра). Слез царский сын с коня и видит, что лежал на дороге огромный камень. Только подошел (звук шагов кулаком по столу) царевич к тому камню, как выскочил из – под него заяц и побежал во всю прыть… (кто – то имитирует зайца с помощью банки, наполненной горохом). Царский сын даже испугался и от неожиданности шлепнулся на землю (звук шлепка)…
Интересными также будут игры «Немое кино», «Театрализованные постановки», «Мультипликация».
5. В работе с родителями был подготовлен фоторепортаж на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Я - корреспондент» (родители снимали видеоролики с участием детей).

И в заключении, хочется сказать, что технология «Детская журналистика» как средство социально-коммуникативной направленности интересна, полезна. Эту технологию можно раскрыть в проектной деятельности.

 

 

Оставить комментарий: